Александр Грин и Крым

Александр Грин и Крым

На заглавном фото: Литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии

расположен в доме где с 1924 по 1929 год жил писатель. Музей был открыт 9 июля 1970 года. Боковую сторону дома украшает большое рельефное панно в романтическом стиле — «Бригантина».

В этом доме Александр Грин написал такие свои произведения как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов.

Решение о создании музея было принято в 1966 году. Первые годы новый музей работал как отдел Феодосийского краеведческого музея. Над проектом музея работал московский художник-архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР С. Г. Бродский.

Экспозиция музея воспроизводит детали быта и рабочего кабинета писателя и фантастический мир его литературных героев. 

У входа — якорь, дубовые двери, а вместо привычных музейных комнат — Трюм фрегата, Каюта капитана Геза, Клиперная, Ростральная, Каюта странствий.

Музей Грина — один из наиболее известных и посещаемых музеев города, здесь открываются выставки, проходят творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами. В большом выставочном зале развернута экспозиция «Грин и современность».

Адрес: 

Крым, г. Феодосия, ул. Галерейная, 10

Телефон +73(6562) 3-13-09,3-21-08

Время работы с 10.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00 час.

Выходной понедельник.
 

Мемориальный дом-музей А. С. Грина в Старом Крыму
- старейший музей города Старый Крым и первый мемориальный музей писателя. Создательнице музея Нине Николаевне Грин (вдове писателя), чтобы восстановить мемориальную экспозицию, пришлось пройти через множество испытаний. Наконец в июле 1960 года домик Грина принял первых посетителей сначала как "народный", а 8 июля 1971 года здесь открылся государственный мемориальный дом-музей. Во многом он состоялся благодаря стараниям и невероятной силе духа Нины Николаевны Грин, несмотря на все тяготы, выпавшие на ее долю... Ее мечта - создать музей в доме, где они с Александром Степановичем провели последние нелёгкие, но самые счастливые мгновения своей жизни - осуществилась! С 6-го февраля 2001 года музей входит в состав Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника "Киммерия М. А. Волошина".

Дворик дома-музея А. Грина в Старом Крыму
Дворик дома-музея А. Грина в Старом Крыму

У входа в дом-музей А. Грина в Старом Крыму
У входа в дом-музей А. Грина в Старом Крыму

Маленький белый домик под черепичной крышей в тени густого уютного сада погружен в заросли цветов и увит лозами винограда. Перед нами - единственный собственный дом Александра Грина за всю его многотрудную историю, полную поисков и скитаний жизнь. Здесь писатель, мучимый тяжёлой болезнью, ощутил долгожданное спокойствие и умиротворение. Экспозицию музея составляют две небольшие комнаты. Одна из них полностью сохраняет мемориальную обстановку. Строгая железная кровать у окна, кушетка, на которой у постели больного дежурила Нина Николаевна Грин, ломберный столик, служивший писателю рабочим столом и подаривший ему около пятидесяти запечатлённых сюжетов, барсучья шкура в роли прикроватного коврика, часы, "не возвращающие прожитых мгновений". Здесь в творческом воображении продолжали выстраиваться сюжетные линии "Недотроги", последнего, незаконченного романа о чистых и светлых людях "теневой стороны". Здесь А. С. Грин увидел вышедшей из печати последнюю свою книгу - скромный томик "Автобиографической повести". Александр Степанович умер тихим и светлым вечером 8 июля 1932 года, прожив в своём домике чуть более месяца.
Адрес: Улица Карла Либкнехта, дом 52. Музей работает с 9:00 до 16:00 без выходных. Тел.: +73 6555-212-44;  211-19. Супрун Людмила Сергеевна

Константин Паустовский. Из повести «Черное море»
СКАЗОЧНИК
В Старом Крыму провел последние дни своей жизни и умер писатель Грин — Александр Степанович Гриневский.
Грин — человек с тяжелой, мучительной жизнью — создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.
Грин провел почти всю жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего — неудачником.
Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах.
Только в последние годы перед смертью в словах и рассказах Грина появились первые намеки на приближение его к нашей действительности.
Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она возбуждала в людях желание разнообразной жизни, полной риска и «чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам. Она вызывала упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание было благородным и прекрасным. Этим Грин оправдал все, что написал.
Язык его был блестящ. Беру отрывки наугад, открывая страницу за страницей:
«Где-то высоко над головой, переходя с фальцета на альт, запела одинокая пуля, стихла, описала дугу и безвредно легла на песок рядом с потревоженным муравьем, тащившим какую-то очень нужную для него палочку».
«Он слушал игру горниста. Это была странная поэзия солдатского дня, элегия оставленных деревень, меланхолия хорошо вычищенных штыков».
«Зима умерла. Весна столкнула ее голой розовой и дерзкой ногой в сырые овраги, где, лежа ничком, в виде мертвенно-белых, обтаявших пластов снега, старуха дышала еще в последней агонии холодным паром, но слабо и безнадежно».
Грин хорошо выдумывал старинные матросские застольные песни:
Не шуми, океан, не пугай,
Нас земля напугала давно.
В южный край —
В светлый рай
Приплывем все равно!
Он выдумывал и другие песенки — шутливые:
Позвольте вам сказать, сказать,
Позвольте рассказать,
Как в бурю паруса вязать,
Как паруса вязать!
Позвольте вас на салинг взять,
Ах, вас на салинг взять,
И в руки мокрый шкот вам дать,
Вам шкотик мокрый дать!
В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками. В траве, еще свежей, несмотря на позднюю осень, валялись листья ореха. Слабо жужжали последние осы.
Маленький дом был прибран и безмолвен. За окном легкой тучей лежали далекие горы.
Простая и суровая обстановка была скрашена только одной гравюрой, висевшей на белой стене, — портретом Эдгapa По.
Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения.
Старый Крым точно сразу изменился после того, как мы увидели жилище Грина и узнали простую повесть его смерти.
Этот писатель — бесконечно одинокий и не услышанный в раскатах революционных лет — сильно тосковал перед смертью о людях. Он просил привести к нему хотя бы одного человека, читавшего его книги, чтобы увидеть его, поблагодарить и узнать наконец запоздалую радость общения людьми, ради которых он работал.
Но было поздно. Никто не успел приехать в сонный, далекий от железных дорог провинциальный город.
Грин попросил, чтобы его кровать поставили перед окном, и все время смотрел в горы. Может быть, их цвет, их синева на горизонте напоминали ему любимое и покинутое море.
Только две женщины, два человека пленительной простоты были с Грином в дни его смерти — жена и ее старуха мать.
Перед уходом из Старого Крыма мы прошли на могилу Грина. Камень, степные цветы и куст терновника с колючими иглами — это было все.
Едва заметная тропинка вела к могиле.
Я подумал, что через много лет, когда имя Грина будет произноситься с любовью, люди вспомнят об этой могиле, но им придется раздвигать миллионы густых веток и мять миллионы высоких цветов, чтобы найти ее серый и спокойный камень.
— Я уверен, — сказал Гарт, когда мы выходили за город на старую почтовую дорогу, — что наше время — самое благодарное из всех эпох в жизни человечества. Если раньше могли быть забытыми мыслители, писатели и поэты, то теперь этого не может быть и не будет. Мы выжимаем ценности прошлого, как виноградный сок, и он превращается в крепкое вино. Этого сока в книгах Грина очень много.
Я согласился с ним.
Мы вышли в горы. Солнце катилось к закату. Его чистый диск коснулся облетевших лесов. Ночь уже шла по ущельям. В сухих листьях шуршали, укладываясь спать, птицы и горные мыши.
Первая звезда задрожала и остановилась в небе, как золотая пчела, растерявшаяся от зрелища осенней земли, плывущей под ней глубоко и тихо.
Я оглянулся и увидел в просвете ущелья тот холм, где была могила Грина. Звезда блистала прямо над ним.

Сайт об Александре Грине http://grinworld.org/ 
 

Источник: 

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.