Архитектурный стиль Южная провинция в крымских городах

Архитектурный стиль Южная провинция в крымских городах

Крымские города значительное время своего архитектурного и планировочного развития росли по законам Азии с паутиной кривых улочек. Лишь благодаря высоким минаретам мечетей и колоколням христианских храмов в них можно понять, где находишься и выбраться на относительный простор площадей.

В 1842 году Николай I утвердил первый генеральный план Симферо­поля. "Большой план", так стали называть эти кварталы на рубеже 19-20 столетия, когда к городу присоединили еще Заречье, Султанский луг и другие земли по восточному берегу реки Салгир. Эти кварталы стали называть Малый план. 

На современных картосхемах «Европейский город» тянется от современного вокзала к улице Кирова, где происходит достаточно занятный "шов" между прямоугольной нарезкой обширных кварталов губернского центра со сложной, малопонятной, но весьма рациональной паутиной средневекового городка Акмечеть. 
Внутри огромных кварталов, кроме нескольких линий домов прячутся уютные зеленые тихие дворики.
Такого рода нарезка улиц была проведена и в Феодосии, Евпатории, Керчи. Конечно, в приморских городах самые интересные здания обращены к набережным.

Здания первой линии отличаются обилием (иногда чрезмерным) лепных украшений и смешением стилей.
Определено это было тем, что заказчики – богатые купцы еврейского, греческого, итальянского, караимского, крымчацкого, армянского и крымскотатарского происхождения зачастую были не особо образованы и пренебрегали чистотой архитектурного стиля.

Архитекторам – немцам, евреям, итальянцам, русским – они давали указания сугубо на основе своих личных предпочтений и домов, которые им понравились в разных странах и у разных соседей.
Так возник эклектический архитектурный стиль, позже получивший название «Южная провинция». В Одессе и Ростове-на Дону здания этого стиля обычно 4-6 этажные. В  Симферополе (а также и в Евпатории и Феодосии) все скромнее 1-3 этажа, но так же вычурно и забавно.
Дома таврических чиновников, врачей, учителей и прочего служилого люда обычно выдержаны в классическом стиле, это романский или русско-византийский стиль и ампир. Но также, по сравнению, скажем с тогдашней столицей Санкт-Петербургом, все значительно меньше и дешевле.

Об архитектуре Евпатории сейчас чаще всего услышишь выражение "Малый Иерусалим", что стало даже туристическим брендом теперь.

Действительно культовая архитектура Евпатории, а точнее - то, что она сохранилась в своем многообразии и веротерпимости, это огромная ценность.

Но не меньшую ценность имеют и жилища тех людей, на чьи деньги строились храмы Гезлева и Евпатории - греческие, караимские, еврейские, итальянские, турецкие, крымчакские, русские, немецкие и прочие купцы. Я не уверен, впрочем, что в купеческих династиях Евпатории всегда однозначно оценивали свою национальную принадлежность. Скорее это южно-русский вариант средиземноморской культуры.

Как бы то ни было, я просто советую не ограничиться в Евпатории изучением только известных архитектурных памятников, а передвигаясь по городу даже на пляж или к магазинам всегда изменять маршрут и посмотреть как можно больше старых тенистых улочек с очень своеобразными двух- трехэтажными домами рубежа 19 и 20 веков.

Дом из евпаторийского ракушечного известняка в старом городеМестный серовато-палевый плотный ракушечник - очень мягкий и податливый в обработке, но хорошо держащий грани, позволил архитекторам и строителям добиваться выразительных силуэтов почти без лепнины и деревенных резных деталей.

Так что евпаторийский вариант стиля "Южная провинция" при всей его купеческой вычурности и эклектике все же более строгий, чем в Симферополе. Сочетание камня-ракушечника, не скрытого штукатуркой и краской на стенах домов, с золотистыми пляжами вблизи домов создает удивительную гармонию и ощущение "укорененности" этой архитектуры гораздо в большей мере, чем в Феодосии и Симферополе.

Один из ярких примеров жилища богатых евпаторийцев - дом Семена Дувана (Евпатория, улица Тучина 2). Дом построен в 1908 году для знатного и богатого караима - Семена Эзровича Дувана, занимавшего в то время пост городского головы.

Под влиянием городского архитектора Евпатории А.Л. Генриха к 1916 году в новой архитектуре доходных домов и пансионов значительно возрастает роль модерна с его тяжелыми железобетонными конструкциями и явно чужеродными элементами вроде яркой облицовочной плитки и, например, древнеегипетских мотивов.

Однако и в эти годы другой здешний видный архитектор, выходец из семьи евпаторийских армян Павел Сеферов успешно дополняет и оживляет модерновые конструкции классическими южными элементами.

Один из примеров совместной работы двух архитекторов (по крайней мере двух) - «Beau-Rivage» – гостиница-кафе в центре Евпатории. Владелец участка Нейман И.Я. решил возвести на углу Старого бульвара и улицы Революции доходное здание, используя уже существующие постройки. Завершение строительства произошло в 1915-1916 годах, при этом авторство проекта до сих пор не установлено. Схожесть планировки здания с домом Дувана говорит в пользу П.Я. Сеферова, но декор гостиницы-кафе явственно свидетельствует о причастности к возведению «Бо-Риваж» А.Л. Генриха. Архитектурные украшения фасада: фронтоны в виде женских голов, лопатки, карнизные гирлянды и аттики, картуш, оконные наличники и т.д. - вполне типичны для стиля "Южная провинция". Образ «Бо-Риваж» завершают балконы, декорированные фигурными балясинами и кронштейнами.

Кафе было открыто в июле 1916 года, но еще до этого, в мае 1916 года, во время визита Николая II в Евпаторию, городской голова С.Э.Дуван «предложил императорскому семейству и свите» «чай от имени города». Об этом событии повествует мемориальная табличка на стене здания.

В советское время «Бо-Риваж» превратился в пансионат семейного отдыха «Орбита-1», который до сих пор и размещается в этом здании (Евпатория, улица Революции, 45/ улица Караева, 2/ набережная Терешковой, 26)

Подробнее об архитектуре Евпатории можно узнать на странице "Евпаторийский модерн".
Симферополь. Один из самых интересных домов столицы Крыма это дом купца Чирахова с 13 драконами. Чебуречная (теперь пиццерия) украшена литыми чугунными мушараби (решетками). Дом построен в 1890-е годы. Тогда веранда чебуречной не имела окон и не была отделена от тротуара.

"дом Крылова" в Симферополе - пример удачной архитектуры публичного дома

Не так известно, но чрезвычайно интересно и даже поучительно своей функциональностью зданиепубличного дома на улице Ефремова 18. Находится это здание в самой глубинке "азиатского" Симферополя, где очень легко заблудиться. Но если идти, например, от Центрального универмага, то достаточно просто все время смотреть на телевизионную вышку. Собственно говоря, именно в среде работников Крымского телевидения и сохранились "устные предания" о том, что здание, известное в архитектурных кадастрах просто как "доходный дом господина Крылова", было именно домом терпимости. Причем спроектировано интересно, нарядно, без жадности, а самое главное - очень функционально.
здание бывшего публичного дома в Симферополе (улица Ефремова 18)На улицу Ефремова здание выходит своей парадной (доходной) частью и поэтому помимо сердечек на фронтоне и прочих архитектурных красивостей оно имеет самое важное - огромные балконы-террасы, всегда хорошо освещенные солнцем. Где находились красотки - свободные, в смысле свободы от условностей вообще и от клиентов на данный момент.
Ну а остальная часть дома имела многочисленные подсобные помещения в двух уровнях, а самое главное - еще и отдельный въезд со стороны нынешней улицы Студенческой (где как раз теперь находится хранитель преданий - здание Крымского телецентра).
Злые языки утверждают, что проходным двором от Ефремова к Студенческой не раз пользовались плохие "седоки" таксистов, якобы отправляющиеся домой за деньгами, а на самом деле - исчезающие в недрах этого двора навсегда.

В Симферополе наиболее забавной и причудливой по архитектуре является часть города, получившая название Новый город. Землями на восточном берегу реки Салгир владел племенник последнего крымского хана А. И. Султан-Крым-Гирей.
Назывались они Султанский луг и долго оставались без застройки. Сейчас это территория от гостиницы "Москва" до бульвара Франко (несправедливое название, Франко с Крымом ничего не связывает, а бульвар был назван бульваром Крым-Гирея).
Район Нового города застраивался загородными домами с довольно большими парками.
Первые хозяева имели парки площадью  по 20-30 гектаров. Это петербургский военный врач Мюльгаузен, французский профессор химии Де Серр.
Дома Нового города помимо забавной и раскованной архитектуры фасадов отличались огромными балконами, террасами, верандами.
В этом отношении они продолжали традиции Ханского дворца в Бахчисарае, стиля крымское рококо. Зелень вьющихся растений, цветение клумб и силуэты огромных деревьев - тополей, чинар, грецких орехов, шелковиц гармонично продолжали узоры чугунных и деревянных решеток мушараби. Веранды ступенями плавно переходили в пространство внутренних двориков.
Сейчас виллы Нового города вплотную окружены многоэтажной застройкой советских времен. Догадаться насколько хорошо жилось их создателям можно лишь по нескольким детcким садикам, которые сохранились в этом районе.
Феодосия. Здесь не так много зданий в стиле Южная провинция, поскольку город, к удивлению, не особо развивался на рубеже 19-20 веков. Зато здания набережной очень эффектные, особенно дача Стамболи. Очень приятные улочки бестранспортного центра.
С 1788 года Кафе было возвращено её древнее имя Феодосия и она становится центром одноимённого уезда Таврической области. Несмотря на ряд предпринятых русским правительством мер, направленных на развитие торговли (1784 год - открытие порта для дружественных держав, 1786 году - освобождение на пять лет от пошлин) город пребывал в глубоком упадке. Наверное, поэтому он на короткое время (1796-1797 годов) исключается из списка штатных городов. Одновременно с возвращением статуса города в 1798 году ему на 30 лет даруется право "порто-франко", обеспечивающее беспошлинный ввоз и вывоз товаров, предоставляющее купцам, ремесленникам и мещанам бесплатно выбирать места для постройки домов, лавок, амбаров и так далее. Однако, по данным переписи Крыма, проведённой в 1802 году, в Феодосии жило всего 315 человек.

Источник: 

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.